Сведения об эффективности этого метода носят противоречивый характер. В ряде наблюдений, в которых отмечался неполный и кратковременный эффект, применялись, как правило, малые дозы препарата (10 мкг/кг). Оптимальной курсовой дозой считается 50 мкг/кг, причем допускается как однократное в/в введение всей дозы, так и дробное (в/в или в/м) в течение 2-5 дней. Терапия анти-Rh0(D)-иммуноглобулином позволяет достичь полного гематологического ответа у 50-72% детей с аутоиммунной формой ИТП. Этот эффект сохраняется в пределах 2-3-х недель. Считается, что повторные введения препарата не менее эффективны, чем первое. Следует помнить, что основным побочным эффектом применения анти-Rh0(D)-иммуноглобулина является транзиторная гемолитическая анемия. В то же время данная терапия менее эффективна у лиц, перенесших спленэктомию.
В терапии больных со стероидорезистентной ИТП находят применение модуляторы иммунного ответа –
аналоги интерферона (Лейкинферон, Реальдирон, Интрон-А, Виферон, Роферон-А, Лейкиферон, γ-интерферон, Берофор и др.). Известно, что при ИТП, помимо активации клеточного звена иммунитета и усиления процессов антителообразования, развивается дефицит продукции как α-, так и γ-интерферона. С заместительной целью используется α
2-интерферон в дозе 1,5-3 млн МЕ 3 раза в неделю п/к или в/м в течение 4 и более недель (в зависимости от получаемого эффекта), являющийся активным физиологическим регулятором. И хотя механизм действия этой группы препаратов при ИТП остается пока неясным, очевиден его ингибирующий эффект относительно продукции иммуноглобулинов B-клетками за счет уничтожения излишков популяции клональных лимфоцитов, вовлеченных в выработку аутоантител. Однако достоверные данные об эффективности такой терапии или доказательства, на основе которых можно было бы разработать рекомендации, на сегодня отсутствуют. Назначая эти препараты, следует помнить о возможных побочных реакциях в виде тошноты, рвоты, диареи, анорексии, болей в животе, отеков, гипертонических кризов, аритмии, а также головных болей, нарушений сна, кожного зуда, гиперемии кожи, артралгий и др.
Современным направлением лечения ИТП является назначение синтетических аналогов андрогенов – в частности, даназола (Дановал, Данодиол, Данол) в дозе 10-20 мг/кг в день в течение 3 и более месяцев. Механизм действия этих препаратов заключается в угнетении синтеза антитромбоцитарных антител, снижении степени разрушения кровяных пластинок, повышении эффективности ГК.
Однако в тяжелых случаях при наличии кровотечений, угрожающих жизни больного, в качестве стартовой терапии рекомендуются следующие варианты терапии:
- ГК в высоких дозах или пульс-терапия;
- ВВИГ;
- сочетание ГК и ВВИГ;
- экстренная спленэктомия (по витальным показаниям, прежде всего при внутричерепном кровоизлиянии).
Второй этап (оперативный)
Как показывает практика, консервативная терапия не всегда приводит к нормализации уровня тромбоцитов и купированию геморрагического синдрома. В таких случаях возникает необходимость в проведении оперативного лечения. И хотя оптимальным считается проведение спленэктомии после достижения ребенком 5 лет, что связано с формированием иммунной системы, и после 12 месяцев от начала лечения, все же в практической деятельности эти вопросы зачастую приходится решать в более ранние сроки. Как уже отмечалось ранее, при некупирующемся кровотечении или угрозе кровоизлияния в ЦНС удаление селезенки проводится по жизненным показаниям.
Показаниями к плановой спленэктомии являются:
– неэффективность терапии на протяжении 3-6 месяцев: некупируемый геморрагический синдром или его возобновление на фоне снижения дозы ГК;
– количество тромбоцитов 10 × 10
9/л при отсутствии геморрагического синдрома;
– отсутствие тенденции к росту при количестве кровяных пластинок менее 30 × 10
9/л на протяжении 3 месяцев при активном лечении.
При решении вопроса о проведении спленэктомии следует учитывать, что удаление селезенки отрицательно воздействует на иммунологическую реактивность организма ребенка. Как известно, селезенка является единственным источником тафтсина (одной из фракций γ-глобулинов), влияющего на фагоцитарную активность нейтрофилов и регулирующего деятельность Т- и В-лимфоцитов. Дефицит тафтсина приводит к снижению фагоцитарной активности лейкоцитов и депрессии ретикулоэндотелиальной системы. Поэтому больным за 2 недели до проведения плановой операции с целью снижения риска развития гнойно-септических осложнений спленэктомии необходимо провести вакцинацию конъюгированной вакциной
Haemophilus influenzae типа В, поливалентной пневмококковой вакциной и четырехвалентной менингококковой полисахаридной вакциной. Спленэктомию проводят, как правило, на фоне глюкокортикоидной терапии. Обычно за 4-5 дней до операции дозу глюкокортикоидов повышают, а за 2 дня до спленэктомии – удваивают.
Спленэктомия – паллиативный метод, обеспечивающий продление жизни тромбоцитов за счет устранения органа, являющегося источником выработки антитромбоцитарных антител и местом их разрушения. Проведение спленэктомии у 75% пациентов приводит к практическому выздоровлению. У большинства прооперированных больных количество тромбоцитов периферической крови повышается уже через 4-6 часов после операции, достигая максимума на 2-6 сутки. В последующем происходит некоторое их снижение, что не является основанием для назначения гормональной терапии, т. к. на протяжении последующих нескольких недель или месяцев происходит нормализация их уровня на фоне применения препаратов, улучшающих функциональное состояние тромбоцитов. У части пациентов после операции сохраняется низкий уровень содержания кровяных пластинок, однако геморрагический синдром исчезает более чем у половины из них. Возможен отсроченный эффект: медленное повышение уровня тромбоцитов в последующие 5-6 месяцев после операции.
Однако не всегда спленэктомия приносит желаемый эффект. Одной из причин неэффективности спленэктомии может быть наличие неудаленных во время операции добавочных селезенок, частота выявления которых варьирует от 10 до 25%. Поэтому в качестве альтернативы спленэктомии рассматривается рентгеноэндоваскулярная окклюзия селезенки. В качестве эмболизирующего материала используются силиконовые сферы или цилиндры. При этом проводится поэтапное «выключение» 90-95% паренхимы органа. Рентгеноэндоваскулярная окклюзия селезенки не уступает спленэктомии по эффективности и имеет минимальное количество осложнений, особенно у больных с тяжелой ИТП. Этот эффективный метод лечения детей с аутоиммунной формой ИТП позволяет достичь длительной клинико-гематологической ремиссии в 45% случаев. Использование данного метода в педиатрической практике имеет перспективы в связи с его малой травматичностью и относительной безопасностью развития инфекционных осложнений. Кроме того, после эмболизации 2-5% селезеночной ткани продолжают функционировать за счет коллатералей и выполнять свою иммунологическую функцию, что крайне важно для растущего организма.
Третий этап (терапия цитостатиками)
При отсутствии эффекта от спленэктомии возникает необходимость применения цитостатической терапии. Цитостатики применяются в комбинации с ГК на протяжении 2-3-5-ти месяцев. С этой целью применяются винкристин 1,5-2 мг/м2 внутрь либо в/в струйно 1 раз в неделю, курс лечения 3-6 недель; циклофосфамид (циклофосфан) в дозе 10 мг/кг (5-10 инъекций) или 200-400 мг в сутки парентерально, 6-8 г на курс; азатиоприн (2-3 мг/кг веса тела в 2-3 приема в течение 1-2-3 мес.). Эффект, как правило, наступает через 1,5-2 месяца, после чего постепенно отменяют кортикостероиды.
Однако даже такое интенсивное лечение не всегда позволяет нормализовать уровень тромбоцитов у пациентов с аутоиммунной формой ИТП, а в некоторых случаях и не приводит к купированию геморрагического синдрома. Поэтому интенсивный поиск новых направлений в терапии ИТП продолжается на протяжении многих десятилетий.
Перспективы
Последние годы отмечены появлением новых инструментов для лечения пациентов с хронической ИТП, которые способны оказать позитивное влияние даже при рефрактерности у пациентов к прочим методам лечения.
Рассматривая перспективы лечения больных с аутоиммунной формой ИТП, особенно при наличии стероидорезистентности, нельзя не упомянуть о достаточно эффективном современном методе лечения подобной патологии у взрослых иммунобиологическими препаратами, в частности препаратом Мабтера
(ритуксимаб). Препарат представляет собой химерные моноклональные антитела, обладающие способностью специфически связываться с трансмембранным антигеном CD20 В-лимфоцитов и инициировать иммунологические реакции, опосредующие лизис В-клеток. Безусловная ценность этого метода лечения в локальности его приложения: действие Мабтеры распространяется исключительно на иммунокомпетентные клетки и не сопровождается разрушением интактных. По результатам применения его у взрослых с ИТП, ритуксимаб является единственным эффективным и низкотоксичным агентом при неудаче спленэктомии: в 50% случаев достигается краткосрочный ответ и в 30% – долгосрочный.
В зарубежной литературе имеется ряд публикаций, посвященных месту этого препарата в терапии аутоиммунной формы ИТП у детей и оценке его эффективности. Мабтера применялась у больных с аутоиммунной формой, рефрактерной к высоким дозам стероидов, неэффективностью спленэктомии и цитостатической терапии, а также у пациентов с жизнеугрожающими кровотечениями. Полученные результаты далеко не однородны, эффективность не всегда однозначна, а риск развития побочных действий и нежелательных реакций достаточно высок. Помимо этого, на сегодня нет сведений о проведении рандомизированных клинических испытаний по выявлению эффективности и безопасности этих препаратов у детей, поэтому с позиций доказательной медицины вопрос применения Мабтеры в терапии ИТП остается открытым. Уместно также вспомнить, что препарат Мабтера имеет четкие возрастные ограничения, и в соответствии с инструкцией разрешен к применению только у взрослых пациентов. Однако справедливости ради следует отметить, что Мабтера включена в протокол лечения В-клеточной лимфомы детей.
В последние годы появилось новое направление в лечении аутоиммунной формы ИТП у взрослых – применение агонистов тромбопоэтиновых рецепторов, дающее многообещающие результаты. В частности, не так давно были опубликованы результаты лечения пациентов с ИТП с использованием первого перорального непептидного агониста рецептора тромбопоэтина – препарата
эльтромбопаг (Револейд, Promacta). Эльтромбопаг – это первый пероральный непептидный агонист рецепторов тромбопоэтина (лиганда для тромбопоэтиновых рецепторов на мегакариоцитах и тромбоцитах), стимулирующий продукцию мегакариоцитов (предшественников тромбоцитов) клетками костного мозга. Препарат индуцирует сигнал с тромбопоэтинового рецептора при помощи взаимодействия с трансмембранным доменом рецептора, что вызывает пролиферацию и дифференцировку клеток мегакариоцитарной линии. Введение эльтромбопага увеличивало продукцию тромбоцитов, что было показано в преклинических исследованиях, у добровольцев с нормальным количеством тромбоцитов и у пациентов со вторичной тромбоцитопенией при вирусном гепатите C. Эльтромбопаг улучшил состояние 77% больных, не испытывающих облегчения от любого из известных методов лечения, и у 84%, получавших высокие дозы кортикостероидов, иммуноглобулина, ритуксимаба. При этом спленэктомия в анамнезе, согласно исследованию EXTEND (Eltrombopag Extended Dosing Study), мало влияла на результативность препарата. Побочные эффекты этих веществ относительно незначительны: головные боли, сухость во рту, боли в животе и тошнота. Однако наличие указаний на редкие, но серьезные осложнения, включая повышенное накопление ретикулина в костном мозге, возросшее число циркулирующих бластов и тромбозов, теоретический риск стимуляции мегакариоцитопоэза и активации тромбоцитов, вызывает серьезное беспокойство.
В то же время эльтромбопаг в ноябре 2008 г. был разрешен к применению Управлением по контролю пищевых продуктов и лекарственных средств (FDA) в США, а в декабре 2009 г. – в России и Европе. Однако на сегодня данные о долгосрочных результатах применения этого препарата отсутствуют. Предполагается, что значимость эльтромбопага в современных алгоритмах лечения ИТП будет возрастать по мере появления результатов клинических исследований и опыта его клинического применения с выяснением непосредственных и отдаленных эффектов. И все же результаты начальных исследований с рекомбинантным тромбопоэтином у пациентов с ИТП ободряют. На сегодня созданы новые комбинации для стимулирования тромбопоэтиновых рецепторов, результаты исследований которых показывают эффективный подъем числа тромбоцитов и сохранение его на безопасных уровнях.
Существует еще один, одобренный для применения в США в 2010 году, препарат с подобным действием – ромиплостим (Romiplostim, Nplate), представляющий собой пептидное соединение, применяемое подкожно один раз в неделю. Основные данные по ромиплостиму были представлены на съезде гематологов США в 2009 году, где были доложены результаты трехлетнего исследования. Содержание тромбоцитов оставалось стабильным, а риск развития тяжелых кровотечений со временем снижался. Кроме того, на сегодня не выявлено признаков истощения костного мозга под воздействием препарата. Основные побочные эффекты – мышечные и суставные боли, головокружение, лихорадка, бессонница, диарея.
Исследователи считают, что эффективность подобных препаратов подтверждает еще недавно принимавшуюся в штыки патогенетическую теорию, согласно которой снижение продукции тромбоцитов является основным фактором развития аутоиммунной формы ИТП.
И все же, несмотря на многообещающие текущие результаты, безопасность этого класса лекарств должна быть исследована более детально, так как полученных данных еще недостаточно для внедрения их в широкую практику. В настоящее время их рассматривают как препараты резерва даже у взрослых пациентов.
По мнению экспертов Американского общества гематологов, в настоящее время не имеется ясных, правильных ответов на большинство важных вопросов, касающихся ведения больных с ИТП. Поэтому задачи оптимизации и повышения эффективности лечения этих больных, по их мнению, «могут быть решены только с помощью хорошо спланированных клинических испытаний, где в качестве критериев оценки должны использоваться наиболее важные исходы заболевания – кровотечение и смерть».
Безусловно, разработка рекомендаций по ведению детей с ИТП, базирующихся на принципах доказательной медицины, давно назрела. В настоящее время оно в большей степени основано на интуиции и не всегда удовлетворяет врачей, зачастую неуверенных в правильности собственных решений по диагностике и лечению ИТП.
Диспансерное наблюдение при острой ИТП проводится в течение 5 лет и подразумевает:
- санацию хронических очагов инфекции;
- ограничение физических нагрузок, в том числе освобождение от занятий физической культурой;
- обучение на дому при стойкой ИТП, проведении гормональной терапии;
- профилактику ОРВИ;
- освобождение от профилактических прививок в течение 5 лет после выздоровления (прививки живыми вирусными вакцинами при ИТП противопоказаны); в дальнейшем вопрос решается индивидуально (с учетом эпидемиологических показаний, разрешения иммунолога при нормальном количестве тромбоцитов, проведения до и после прививки 5-дневного курса десенсибилизирующей терапии);
- исключение смены климата в течение 3-5 лет;
- исключение инсоляции, физиотерапевтических (в том числе ультравысокочастотной терапии, ультрафиолетового облучения) и тепловых процедур;
- исключение сульфаниламидов, карбенициллина, дезагрегантов, снотворных средств, аминазина, реополиглюкина, нитрофурановых препаратов, нестероидных противовоспалительных средств (прежде всего ацетилсалициловой кислоты), сосудорасширяющих препаратов и др.;
- исключение из пищевого рациона уксуса, пряностей, продуктов домашнего консервирования с применением уксуса и ацетилсалициловой кислоты;
- предварительную подготовку с применением гемостатических препаратов при необходимости оперативного лечения;
- проведение 2-месячных курсов гемостатической терапии (2-3 раза в год) с включением фитопрепаратов на основе лекарственных растений: крапивы, кукурузных рылец, зверобоя, водяного перца, пастушьей сумки, лесной земляники, тысячелистника, шиповника и т. д.
Таким образом, проблема лечения ИТП в детском возрасте представляет определенные трудности, что требует вдумчивого отношения врача и адекватности проводимых мероприятий в каждом конкретном случае. Это предопределяет успех терапии, а значит, не только прогноз для жизни больного, но и ее качество в последующем.
Список литературы находится в редакции