скрыть меню

Рациональное питание и состояние костной ткани и зубов первоклассников: проблемы и пути улучшения

страницы: 47-50

О.Г. Шадрин, Е.А. Белуха, Е.С. Шутова, Н.Ф. Чернега, И.Г. Алексеева, И.Н. Скарбовчук, ГУ «Институт педиатрии, акушерства и гинекологии НАМН Украины», КДП НДСБ «Охматдет», г. Киев, КУОЗ «Харьковская городская детская поликлиника № 2»

Состояние здоровья детей как будущего потенциала общества является критерием адекватности и эффективности проводимой государством социальной и экономической политики. Здоровье ребенка определяется непрерывным процессом приспособления организма к изменяющимся условиям окружающей среды, который зависит от стартовых особенностей организма, определяющих характер течения процессов адаптации. Оценка состояния здоровья детей включает в себя уровень физического, умственного, функционального развития в различные возрастные периоды, физическую и нервно-психологическую адаптацию к условиям изменений внешней среды, уровень неспецифической резистентности и иммунной защиты [2]. Возникающее несоответствие требований среды возможностям организма определенного возрастного периода может изменять характер взаимоотношений между организмом и средой, что особенно ощутимо в критические и сенситивные периоды онтогенеза, к которым относится младший школьный возраст. Растущему организму в процессе становления морфофункционального статуса приходится приспосабливаться к происходящим внутренним перестройкам и к многочисленным внешним факторам (экологическим, социально-экономическим), в том числе школьным. Школьные факторы объединяют комплекс психологических, эмоциональных и физических нагрузок в период обучения, воздействию которых дети подвергаются в течение продолжительного времени. При несбалансированном режиме дня, нерациональном питании, неадекватной физической и психоэмоциональной нагрузке они наносят ущерб здоровью школьника, приводят к развитию функциональных и органических поражений, количество которых увеличивается со сроком обучения [5].

Результаты официальной статистической отчетности и многочисленных исследований свидетельствуют о росте заболеваемости, увеличении распространенности хронической патологии, снижении числа абсолютно здоровых детей во всех возрастно-половых группах. Неблагоприятные сдвиги наиболее выражены в период обучения ребенка в школе. Индекс здоровья детей уменьшается при переходе учеников из младших в старшие классы. По официальным данным, только 20% детей, которые оканчивают школу, могут считаться полностью здоровыми. К первой группе здоровья можно отнести только 5,3% детей, органическая и хроническая патология определяется у 65% учеников [1, 3]. Современные исследования, посвященные проблеме здоровья школьников, обращают внимание на то, что сегодня школа предъявляет значительные требования к ребенку, что нередко не отвечает его физиологическим возможностям. В результате увеличивается эмоциональная и нервно-психическая нагрузка на центральную нервную систему, одновременно наблюдается снижение физической активности детей и нарушение режима их труда и отдыха [4]. В связи с этим перед педиатрами стоит задача сохранить здоровье ребенка в условиях интенсивного обучения в соответствии с современными требованиями, а также возрастными и функциональными особенностями детского организма. Это определяет необходимость совершенствования медицинского обеспечения учащихся в образовательных учреждениях, в первую очередь проведения своевременного и качественного мониторинга показателей здоровья школьников.

Рост и гармоничное развитие детского организма во многом зависят от правильно организованного рационального вскармливания и питания ребенка. Пища – единственный источник энергетического и пластического материала для детского организма. В разные возрастные периоды потребность в основных питательных веществах меняется в связи с изменениями интенсивности роста, созреванием и формированием органов и систем. На сегодняшний день питание школьников характеризуется пониженным потреблением молока и кисломолочных продуктов, яиц, мяса и мясопродуктов, овощей и фруктов и избыточным потреблением кондитерских изделий. В структуре питания школьников отмечается увеличение потребления жиров животного происхождения, уменьшение потребления пищевых волокон, витаминов, минеральных веществ и микроэлементов. Одна из наиболее важных проблем – недостаточное потребление молока и молочных продуктов, которые являются источником кальция для детского организма, определяя состояние костной ткани и зубов. В этой связи представляется актуальным исследование состояния костной ткани и зубов у детей разных возрастных групп; проведение коррекции выявленных нарушений.

Целью исследования было изучение особенностей состояния здоровья, физического развития, костной ткани и зубов у детей-первоклассников школ города Харькова и Харьковской области.

Материалы и методы

В исследовании принимали участие 100 детей (из них 48 девочек и 52 мальчика) – учащиеся первых классов школ города Харькова и Харьковской области. Основную группу составили жители города (50 детей, из них 25 девочек и 25 мальчиков), группу сравнения – жители области (50 детей, из них 23 девочки и 27 мальчиков). Мониторинг состояния здоровья детей включал:

– углубленный осмотр детей с оценкой уровня физического развития;

– анализ частоты потребления молока и молочных продуктов;

– консультации специалистов (педиатра, гастроэнтеролога, стоматолога) с оценкой структуры заболеваемости и наличия хронической патологии;

– биохимическое исследование крови (определение активности ферментов аланин- и аспартатаминотрансферазы [АЛТ, АСТ], глутамилтранспептидазы [ГТП], щелочной фосфатазы [ЩФ]; содержание общего билирубина и его фракций; уровень общего белка; содержание ионизированного кальция).

Медицинские бригады проводили осмотр учеников непосредственно в помещении школы с использованием медицинских рекомендаций «Комплексная скрининг-оценка состояния здоровья школьников и воздействующих на них факторов в условиях общеобразовательных учебных заведений», утвержденных МЗ Украины 10.12.2005 г.

Дети, у которых были выявлены отклонения в состоянии здоровья, направлены для обследования в поликлинику по месту жительства, детские стационары или специализированные отделения многопрофильных больниц. Результаты обследований были занесены в индивидуальные карты (форма № 026/у).

Для оценки физического развития использовался метод определения массо-ростового индекса Кетле (ИК): ИК = масса тела (кг) / рост в квадрате (м2). Оценка ИК проводилась путем сопоставления со стандартами центильных таблиц. Гармоничному физическому развитию соответствовал показатель ИК в пределах от 25 до 75 центилей. Значение ИК выше или ниже срединной центильной зоны расценивалось как дисгармоничное за счет избытка или дефицита массы тела соответственно. Рост измеряли вертикальным ростомером, массу тела – на медицинских весах (с точностью до 50 г).

По данным литературы [4, 6, 7] у детей школьного возраста достаточно часто выявляются нарушения минеральной плотности костей. Недостаточная минеральная плотность костей в раннем возрасте в сочетании с комплексом факторов риска в подростковом возрасте чревата развитием остеопении и остеопороза. Комплексное обследование 100 школьников основной группы и группы сравнения проводили с применением метода денситометрии для определения костной прочности. Костную прочность определяли на дистальном отделе лучевой кости с помощью ультразвукового денситометра Omnisense 7000S, производство Sunlight Medical Ltd, Израиль. Уровень костной прочности анализировали по скорости прохождения ультразвуковой волны (Speed of Sound – SOS, м/с) и интегральному показателю Z-score, который характеризует разницу между показателем SOS обследуемого ребенка и средневозрастным показателем SOS референтной базы для лиц того же пола и выражается в единицах стандартного отклонения (Standard Deviation – SD) по отношению к средневозрастной норме для детей того же пола. Оценку показателей костной прочности проводили с учетом данных референтной базы прибора и нормативов, разработанных в Российской Федерации. Снижение костной прочности диагностируют при Z-score < -1 SD. У детей применяли специальный датчик и педиатрическую программу. Измерение проводилось на недоминирующей конечности.

Данные о структуре заболеваемости и наличии хронических заболеваний у обследуемых детей получены в результате анализа медицинских карт индивидуального развития детей и результатов опроса родителей.

Результаты исследования и их обсуждение

При анализе данных о потреблении молочных продуктов было выявлено нерегулярное и недостаточное включение в рацион детей молока и молочных продуктов. Так, ежедневно употребляют:

  • молоко (150-200 мл) – только 27% первоклассников;
  • кисломолочные продукты (кефир 100-150 мл) – только 5% первоклассников;
  • творог (50-70 г) – 8% детей;
  • сыр (20-40 г) – 11% обследованных детей (табл. 1).

Таблица 1. Употребление молочных продуктов в группе обследованных детей (n = 100)
Наименование продукта

Количество детей (абс. = %)

Частота употребления
1-4 раза в месяц

Частота употребления
1-4 раза в неделю

Частота употребления
≥ 1 раза в день

Кефир
64
31
5
Молоко
35
38
27
Творог
53
39
8
Сыр
52
37
11

В соответствии с результатами медицинского обследования школьники были распределены по группам здоровья.

Полученные данные показали, что 18% обследованных первоклассников здоровы и их можно отнести к I группе здоровья; дети с функциональными отклонениями, составившие среди обследованных 67%, отнесены ко II группе здоровья; к III группе здоровья отнесены 15% обследованных.

В общей структуре заболеваний обследованных школьников удельный вес патологии со стороны различных органов и систем представлен следующим образом:

  • значительную часть составляют заболевания органов пищеварения – 36,4% (47 случаев);
  • патология сердечно-сосудистой системы – 22,4% (29);
  • патология органов зрения – 5,4% (7);
  • патология ЦНС – 3,8% (5);
  • патология ЛОР-органов – 6,9% (9);
  • ожирение – 2,3% (3);
  • аллергические заболевания – 3,1% (4);
  • нарушение осанки и плоскостопие – 10,8% (14);
  • дислалия – 8,5% (11).

Проведенный анализ показателей физического развития (рис. 1) показал, что у обследованных детей преобладает гармоничное развитие – 88% случаев, что сопоставимо с данными литературы для этой возрастной группы. Дисгармоничное физическое развитие отмечено преимущественно за счет избыточной массы тела (7%) и избыточного роста (5%).

При осмотре детским стоматологом полости рта у обследованных детей (рис. 2) не выявлено патологии у 42 (42%) детей; санация полости рта показана 42 (42%) школьникам. Патологические виды прикуса выявлены у 9 детей (9%) изолированно и у 7 (7%) обследованных в сочетании с проблемами полости рта, требующими санации.

Таблица 2. Результаты денситометрии у обследованных детей (n = 100)
Интегральный показатель Z-score
Количество детей (абс. = %)
Z-score ≥ -1 SD
49
-1 SD > Z-score > -2,5 SD
37
Z-score ≤ -2,5 SD
14

Schadrin_3_4_2012_1.gif

Schadrin_3_4_2012_2.gif

Дефицит кальция – частый фон для развития кариеса зубов. Эмаль зуба является самой твердой тканью организма человека, состоящей на 95% из неорганических соединений кальция и фосфора. Кариес зубов у детей неразрывно связан с недостаточной обеспеченностью кальцием. Это патологический процесс, проявляющийся деминерализацией и последующей деструкцией твердых тканей зуба с образованием дефекта в виде полости. У детей при кариесе, независимо от степени его интенсивности, наблюдается снижение минеральной плотности костей, изменение биохимических показателей минерального и костного обмена, что свидетельствует о системном характере поражения костной ткани у этих пациентов. Степень выраженности этих изменений возрастает пропорционально степени интенсивности кариеса [8].

Результаты исследования уровня кальция в сыворотке крови представлены на рисунке 3. Несмотря на широкое распространение стоматологической патологии, анализ биохимических параметров сыворотки крови показал, что уровень ионизированного кальция у всех обследованных детей определен в пределах нормальных показателей. Из 42 детей, у которых выявлен кариес, в 9,5% случаев уровень ионизированного кальция соответствовал нижней границе нормы. У 90,5% школьников этой группы показатели соответствовали средним значениям.

Однако по результатам денситометрии (табл. 2) только у 49% обследованных школьников Z-критерий соответствует нормальной минеральной плотности костной ткани (в пределах референтного значения для данного возраста). У 51% детей Z-критерий ниже референтного значения для данного возраста, что свидетельствует о снижении минеральной плотности костной ткани различной степени выраженности. Причем наименьшие значения отмечены в группе детей с нарушением осанки и не получавших молоко.

Анализ показателей «биохимических проб», включающий определение активности АЛТ, АСТ, ГТП, выявил их повышение у 18% детей (табл. 3). Уровень активности ЩФ был повышен у 20% детей. Итог анализа заключается в необходимости дополнительного углубленного обследования данной группы детей в условиях специализированного гастроэнтерологического отделения.

Таблица 3. Биохимические показатели сыворотки крови обследованных детей (n = 100)
Биохимические показатели
Количество детей
(абс. = %)
Биохимические показатели в нормальных пределах
82
Биохимические показатели повышены
18
Содержание белковых фракций в нормальных пределах
98
Диспротеинемия
2
Активность щелочной фосфатазы в нормальных пределах
80
Активность щелочной фосфатазы выше нормы
20

Выводы

Полученные результаты свидетельствуют, что у большинства исследованных первоклассников (67%) имеется функциональная патология. Значительную часть в ее структуре занимают расстройства билиарного тракта (42%) и кариес (42%). Физическое развитие как показатель состояния здоровья у этих детей оценивается как гармоничное для 88%.

Уровень ионизированного кальция в сыворотке крови не всегда является определяющим показателем состояния костной ткани. Результаты денситометрии указывают, что более половины детей данной возрастной группы (51%) имеют снижение минеральной плотности костной ткани различной степени выраженности, в связи с чем введение молока и молочных продуктов в рацион питания первоклассников является не только проблемой рационального питания, а и одним из факторов, определяющих состояние здоровья и структуру заболеваний школьников.

Сложившаяся ситуация требует совершенствования организации диспансерного наблюдения за школьниками, внедрения новых методик мониторинга состояния здоровья детей, создания соответствующих условий для внедрения в учебные заведения медико-педагогических мероприятий профилактического и оздоровительного характера.

Литература

1. Квашніна Л.В. Нові підходи до оцінки стану здоров’я і діагностики ранніх його порушень у дітей шкільного віку: Автореф. дис… д.м.н. – К., 2000. – 36 с.
2. Опанасенко Г.Л., Казакевич В.К. Оценка физического здоровья детей и подростков // Мед. всесвіт. – 2004. – Т. 4, № 1. – С. 94-106.
3. Тяжка О.В., Казакова Л.М., Строй О.А., Васюкова М.М. та ін. Сучасні особливості стану здоров’я дітей молодшого та середнього шкільного віку м. Києва // Здоров’я дитини. – 2011. – № 4 (31). – С. 41-44.
4. Фролова Т.В., Корж М.О., Шкляр С.П. Оцінка структурно-функціонального стану кісткової тканини дітей шкільного віку та підлітків за результатами ультразвукової денситометрії: Метод. рекоменд. МОЗ та АМН України. – Харків, 2006. – 16 с.
5. Хрущев С.В., Поляков С.Д., Соболев А.М. Компьютерные технологии мониторинга физического здоровья школьников // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. – 2004. – № 4 (8). – С. 4-9.
6. Щеплягина Л.А., Моисеева Т.Ю., Коваленко М.В. и др. Остеопения у детей: диагностика, профилактика и коррекция: Пособие для врачей – М., 2005. – 40 с.
7. Щеплягина Л.А., Моисеева Т.Ю. и др. Минерализация костной ткани у детей // Рос. педиатр. журн. – 2003. – № 3. – С. 16-22.
8. Кузьмина Д.А. Комплексное патогенетическое, фармакоэкономическое и клинико-организационное обоснование системы ранней диагностики, профилактики и этапного лечения кариеса у детей: Автореф. дис. д.м.н. – Санкт-Петербург, 2011.

Наш журнал
в соцсетях: